|
Территория, границы, географическое положение.
“Чжунго”, как называют китайцы свою страну, в переводе означает “Срединное государство”. Жители Древнего Китая считали свою
родину центром Вселенной. Себя китайцы называют “хань” со времен древней династии Хань. В русский язык слово “Китай” пришло от названия народа кидань, некогда обитавшего в северо-западных районах страны.
История Китая представляет собой череду сменяющих друг друга государств, централизованных империй, распадавшихся на ряд
самостоятельных княжеств и собиравшихся вновь. Эти государства проходили несколько этапов развития, подъема, расцвета, спада, кризиса, затем государство, пришедшее на смену предыдущему, повторяло тот же цикл. С XVII до начала XX в. (1911
г.) господство над Китаем установили маньчжурские правителя — Цины. В результате Синьхайской революции монархия была свергнута, и в 1912 г. образована Китайская Республика. Во второй половине ХІХ—первой половине XX в. после поражения Китая
в “опиумных войнах” его территория была открыта для иностранного капитала. Инвестиции Великобритании, Франции, Японии, Германии, России вкладывались в развитие инфраструктуры и промышленность приморских районов страны. В то же время Китай
попал в сильную зависимость от иностранных держав.
После разгрома в 1945 г. Советской Армией вооруженных сил Японии в Маньчжурии (Дунбзе), под руководством Коммунистической партии Китая 1 октября 1949 г. была провозглашена Китайская Народная Республика.
С 1978 г. в КНР осуществляются экономические реформы, строится “социализм с китайской спецификой”, предполагающий
формирование многоукладной хозяйственной системы.
Китай — одна из самых обширных стран мира, занимающая около 7% суши планеты. Протяженность страны с востока на запад — 5700 км, с севера на юг — 3650 км, более 21,5 тыс. км — сухопутные границы, около 15 тыс. км — морские.
Китай граничит по суше с КНДР, Россией, Монголией, Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном, Афганистаном, Индией, Непалом,
Бутаном, Мьянмой, Лаосом и Вьетнамом. Российско-китайская граница — самая протяженная в мире сухопутная граница между двумя государствами (если не считать границы России с Казахстаном). На востоке она начинается невдалеке от Японского
моря, проходит по низменности у озера Ханка, по полноводным рекам Уссури, Амуру и Аргуни. Реки судоходны. Предполагается строительство моста через Амур в районе Благовещенск—Хайхз, так как его отсутствие затрудняет развитие
внешнеэкономических связей между Россией и Китаем.
На юге Китая расположен Гонконг (Сянган), более 150 лет бывший владением Великобритании, и Макао (Аомынь) — владение Португалии
с правами внутреннего самоуправления. С июля 1997 г. Сянган входит в состав КНР на правах особого автономного района, в 1999 г. был возвращен под суверенитет КНР и Макао.
Остров Тайвань (36 тыс. км2, население — более 20 млн. человек) — провинция Китая, отделенная от материка проливом шириной 150 км. С 1949 г. Тайвань находится под контролем свергнутого на материке гоминдановского режима. Фактически это “новая
индустриальная страна”, осуществляющая самостоятельную политику и имеющая развитую экономику.
Через территории Китая, Монголии и России проходят кратчайшие наземные пуги от берегов Тихого океана в страны Европы. Это
преимущество было реализовано при сооружении железнодорожных путей международного значения: в начале XX в. Далянь— Харбин—Маньчжурия, в середине XX в. Пекин—Эрэн-Хото (Эрлянь) и далее через Улан-Батор с выходом обеих дорог на
транссибирскую магистраль. Ту же цель имело строительство самой длинной магистрали КНР от порта Ляньюньган черезЛаньчжоу—Урумчи к границе Казахстана. На территории Казахстана во встречном направлений к границе проложена линия
Актогай—Дружба. Эта трансазиатская магистраль — кратчайший железнодорожный путь из Восточной Азии в Россию и в страны зарубежной Европы.
Чрезвычайно выгодно приморское положение КНР: Протяженность береговой линии с островами — свыше 18 тыс. км. Благодаря
Янцзы, судоходной на протяжении 2,7 тыс. км от устья, глубинные районы также имеют удобный выход к морю. Три практически не замерзающих моря —Желтое, Восточно-Китайское и Южно-Китайское — имеют исключительно большое значение для хозяйства.
Они дают выход в Тихий океан, на который приходится 1/4 всех морских перевозок земного шара, а на его берегах находятся многие страны, в том числе ряд промышленно развитых, ведущих активную внешнюю торговлю с КНР. Важна роль морей для
каботажных перевозок. Очень велика их промысловая функция. В условиях открытой экономической политики и растущего потока иностранных туристов, а также повышения благосостояния китайского населения океанское побережье приобретает все
большее рекреационное значение.
|