|
Китай с его конфуцианскими традициями долгое время был изолирован от остального мира: находясь за Великой Китайской стеной, китайское общество не признавало необходимости и эффективности налаживания интенсивных внешнеэкономических связей. Вплоть до XVIII в. Китай имел положительное сальдо во внешней торговле: Европа гораздо больше нуждалась в китайских товарах, чем Китай в европейских. Китайские шелка, фарфор, предметы роскоши ценились во всем мире. Лишь после того как Китай “узнал” опиум, объемы импорта начали превышать вывоз товаров из страны. Со второй половины XIX в. после “опиумных войн” Китай стал открытым для иностранного капитала, концентрировавшегося в прибрежных провинциях. Активизировалась и внешняя торговля.
Структура внешней торговли до образования КНР отражала состояние экономики. Экспортировалась преимущественно продукция
сельского хозяйства (соевые бобы, растительные масла, шелк-сырец, хлопок, чай, щетина, скот) и горнодобывающей промышленности (уголь, железная руда, цветные металлы). Импорт состоял на 1/3 из продовольствия (рис, пшеница, мука, рыба),
поскольку сельское хозяйство старого Китая не обеспечивало потребностей населения в продуктах питания. В сильнейшей степени Китай зависел от поставок многих видов промышленной продукции: машин и оборудования, металлов, нефтепродуктов,
лесоматериалов, хлопка и т. п. Хозяйство приморской зоны с “открытыми” для иностранного капитала портами было ориентировано на международные экономические связи: здесь перерабатывалось импортное сырье и производилась экспортная продукция.
Благодаря внешнему фактору уровень развития этого региона был существенно выше, чем внутренних районов страны. В то же время эта территория оказалась оторванной от остальных районов, выключенных не только из международного, но и из
внутринационального разделения труда.
После провозглашения КНР, в 50-е годы расширялись внешнеэкономические отношения с СССР и странами Восточной Европы. В 60—70-е годы масштабы внешнеэкономических связей были сравнительно небольшими, но с 80-х годов начали расти темпами, заметно опережающими рост ВВП.
Активное развитие различных форм внешнеэкономических связей Китая в 80—90-е годы обусловлено формированием “открытой экономики”. Включение Китая в мировое хозяйство рассматривается как непременное условие успешного осуществления реформы всей хозяйственной системы.
Внешняя торговля занимает центральное место в системе внешнеэкономических связей. Ее объем составляет около 264 млрд. долл. (в 1995 г.), т. е. около 2,5% мирового внешнеторгового оборота, и выводит Китай на 10-е место в мире по этому показателю (в 1978 г. — лишь 32-е место). За годы реформы (с 1978 г.) среднегодовые темпы прироста внешнеторгового оборота составили 16%, что в 2 раза выше, чем темпы прироста оборота мировой торговли. Однако еще сильно отставание КНР от развитых стран по внешнеторговому обороту в расчете на душу населения.
О том, что внешняя торговля становится важным фактором развития страны, свидетельствует рост “экспортное” ее хозяйства.
По оценкам МБРР, объем экспорта КНР составляет около 16% (1995 г.) стоимости ВВП Китая (в 1980 г. — около 7%), а это превышает аналогичные показатели США и других крупных по территории и численности населения стран мира.
Быстрое развитие внешней торговли связано прежде всего с ее децентрализацией. Если до реформы она была полностью монополизирована государством (экспорт и импорт осуществляли 12 государственных компаний), то в середине 90-х годов внешнюю торговлю ведут более 3600 компаний. Право выхода на внешний рынок есть у отдельных провинций, некоторых крупных предприятий, внешнеэкономических компаний, специальных экономических зон (СЭЗ). Девальвация юаня, способствующая повышению конкурентоспособности китайских товаров на мировом рынке, также оказала благоприятноевоздействие на динамику внешней торговли. Рост внешнеторгового оборота связан и с быстрым развитием с середины 80-х годов такой формы, как беспошлинная переработка импортных материалов, на которую приходится 40% всего экспорта Китая. Ускоренное наращивание импорта во многом стало следствием дефицита средств производства на внутреннем рынке из-за резкого увеличения инвестиций в основные фонды, мероприятий по либерализации режима ввоза ряда товаров. Большое влияние оказывает и увеличение объема иностранногопредпринимательского капитала, которое влечет за собой большие закупки оборудования, а также снижение ставок импортных таможенных пошлин.
Главной чертой динамики структуры экспорта являются увеличение удельного веса готовой продукции и сокращение доли сырьевых товаров. На отовую промышленную продукцию приходится в середине 90-х годов более 80% всего объема экспорта (против 20% в конце 70-х годов), а на продукцию первичной степени обработки — соответственно менее 20% (80% в конце 70-х). На мировом рынке Китай занял нишу экспортера трудоемкой продукции (3/4 всех экспортных товаров). Благодаря относительно более низким сравнительным издержкам из-за возможности использования достаточно дешевой рабочей силы эта китайская продукция наиболее конкурентоспособна на внешнем рынке.
Ведущее место в экспорте занимают одежда и текстильные изделия (около 30% всей стоимости), пользующиеся спросом, главным
образом, в результате своей дешевизны и использования натуральных волокон. Экспансия Китая на рынках готовой одежды США и некоторых других стран потребовала введения строгих квот на ввоз этой продукции. Выделяется Китай экспортом и других
товаров широкого потребления: игрушек, обуви, галантерейных изделий, спортивных и туристских товаров. Второе место по объемам экспорта занимает группа “машинно-техническое оборудование” (25% стоимости), причем экспорт продукции по этим
статьям растет опережающими темпами. Все большей известностью на мировом рынке пользуется массовая сравнительно несложная продукция электронной промышленности Китая: магнитофоны, видеомагнитофоны и т. п.
Сокращение удельного веса сырья в структуре китайского экспорта определяется в первую очередь ростом его себестоимости и увеличением спроса на внутреннем рынке на такие виды продукции, как нефть, уголь, черные и цветные металлы, цемент, шелк-сырец. Тем не менее Китай по-прежнему остается их традиционным экспортером.
В импорте КНР выделяются закупки машинно-технической и электронной продукции, транспортных средств (всего около половины
стоимости), что связано с потребностями растущей экономики. Китай активно закупает автомобили, самолеты, текстильное оборудование, металлообрабатывающие станки. Вследствие опережающего развития производства наиболее рентабельных видов
продукции внутреннее производство не обеспечивает потребностей в сырье и материалах. Растет ввоз в страну промышленного сырья, полуфабрикатов, проката черных металлов, нефти и нефтепродуктов, железной руды. Важной статьей импорта остаются
необходимые для повышения эффективности китайского сельскогохозяйства минеральные удобрения и пестициды, хотя объемы их ввоза сокращаются.
География внешней торговли КНР отличается высоким уровнем ее концентрации. Китай торгует более чем со 180 странами, но половина внешнеторгового оборота приходится на трех партнеров: Японию, Сянган и США (соответственно 20, 16 и 14%). Большую роль в распределении экспорта и импорта играет фактор близости торгового партнера: внешнеторговый оборот со странами — соседями первого порядка, включая тех, с которыми КНР связывают удобныеморские пути, составляет преобладающую часть. В целом за годы реформ у Китая сложились определенные группы торговых партнеров, на которых приходится более 2/3 взаимной торговли. Это страны АТР (Япония, Сянган, Тайвань, Республика Корея, Сингапур), США, страны ЕС (главным образом ФРГ) и Россия.
Крупнейший торговый партнер КНР — Япония, причем ввоз японской продукции в страну существенно превышает вывоз из КНР. Из Японии ввозятся прокат и сталь, машины и оборудование. Особенно велика роль импорта бытовой электротехники, автомобилей и электроники. Основу экспорта КНР в Японию составляет топливо (нефть и уголь), значительно меньшая доля приходится на продукты питания, ткани, одежду.
Выгодна для КНР торговля с Сянганом и Аомынем. Торговый баланс с Сянганом, начиная с 1952 г., всегда имел положительное сальдо. Китай вывозит туда преимущественно текстиль и одежду, продукты питания, а также такой специфический продукт, как питьевая вода. Ввозятся машины и транспортное оборудование, электроника и средства связи. Существенна роль Сянгана как реэкспортной базы КНР.
Удельный вес третьего по значению торгового партнера КНР — США — снижается, что связано с постоянным пересмотром конгрессом США режима наибольшего благоприятствования (из-за “нарушений в Китае прав человека”). В торговле с ними Китай имеет положительное сальдо, так как успешно конкурирует с товарами широкого потребления из других стран на американском рынке.
Особое место во внешней торговле Китая занимает Россия, товарооборот с которой в последнее десятилетие рос очень высокими темпами. Взаимный товарооборот в 1995 г. 5,5 млрд. долл. Россия занимает 7-е место среди партнеров Китая, в то же время КНР — второй торговый партнер России после ФРГ. Спецификой взаимных связей КНР и России является высокий удельный вес приграничной торговли, в которую наиболее активно втянуты Амурская область. Приморский край (РФ) и провинция Хэйлунцзян (КНР). В структуре китайского экспорта преобладают текстильные изделия, одежда и продовольствие, а в структуре импорта — машины, леси металл.
Перспективы развития внешней торговли Китая связаны с вступлением его в ГАТТ, что обусловит низкие пошлины на экспорт и импорт продукции. По оценкам, к концу 90-х годов внешнеторговый оборот КНР составит до 400 млрд. долл.
Самой динамичной формой внешнеэкономических связей с начала 90-х годов является привлечение иностранных инвестиций, по объему которых (38 млрд. долл.) Китай занимал второе место в мире. К началу 1996 г. в стране было зарегистрировано почти 200 тыс. предприятий с участием иностранного капитала с общим объемом заявленных капиталовложений около 390 млрд. долл. Реально функционирует свыше 50 тыс. совместных предприятий с общим числом занятых более 5 млн. человек и капиталом в 135 млрд. долл. Совместные предприятия играют важную роль во внешней торговле: на них приходится около 30% экспорта и более 40% импорта, однако в промышленном производстве их доля пока невелика (лишь 12% в 1995 г.). Совместные предприятия создаются в разных сферах экономики: материальном производстве, инфраструктуре, торговле, гостиничном хозяйстве и т. д., причем круг их становится все более широким. Акцент в китайской политике по привлечению иностранного капитала постепенно перемещается с территориального на отраслевой, предусматривающий поощрение предприятий высоких технологий, приоритетных с точки зрения национальной экономики отраслей.
Среди инвесторов из 117 стран и регионов мира ведущее место занимают вкладчики из Сянгана (более половины всех прямых иностранных инвестиций в 1995 г.), Тайваня (около 10%), а также Японии, США и Сингапура. Основная часть всех инвестиций концентрируется в приморских районах страны — более 80%, причем его подавляющая часть — в провинции Гуандун, городах центрального подчинения Шанхае и Пекине.
В середине 90-х годов активизировалось инвестирование Китая за рубежом. Первой китайской транснациональной корпорацией
стал металлургический комбинат “Шоуган”, имеющий филиалы в 15 странах мира. Всего, по официальным данным, насчитывается около 5 тыс. предприятий с участием китайского капитала за рубежом.
Китай широко привлекает иностранные правительственные займы, большая часть которых направляется на строительство крупных и средних объектов в области транспорта, энергетики, добыт и переработки сырья, лесного и водного хозяйства. Среди основных стран-кредиторов — Япония, ФРГ, Великобритания и др.
В КНР сформирована целая система открытых территорий, отличающихся по степени открытости, особенностям налогового режима, территориальному охвату. Эти территории созданы для стимулирования притока капитала из-за рубежа и отличаются льготным налоговым режимом. Наибольший уровень открытости характерен для 5 “специальных экономических зон”: Шэньчжэнь, Чжухай, Шаньтоу (все в провинции Гуандун), Сямэнь (провинция Фуцзянь) и провинция Хайнань. Первые были образованы в 1980 г., последняя — в 1988 г. Все они представляют собой замкнутые ареалы, относительно лучше обеспеченные инфраструктурой. Иностранные компании и совместные предприятия могут свободно, без уплаты пошлины ввозить туда промышленное сырье и полуфабрикаты, а после обработки беспрепятственно вывозить готовую продукцию на внешние рынки. Подоходный налог для иностранных предпринимателей составляет всего 5%.
Быстро наращивается экономический потенциал новой зоны развития Пудун в Шанхае (образована в 1990 г.), имеющей большое значение для стимулирования развития Шанхайского экономического района. Основные торговые партнеры зоны — Япония, США, страны ЕС, Сянган.
В открытую систему также входят образованные в 1984 г. 14 открытых приморских городов, более 30 районов технико-экономического развития как в этих, так и в городах внутренних районов страны, 27 зон развития высоких технологий, созданных во внутренних провинциях в 1988—1991 гг., 3 района тайванских инвестиций в провинции Фуцзянь, 5 районов приграничного экономического сотрудничества в провинциях Северо-Восточного Китая и в автономном районе Внутренняя Монголия (все они были созданы в 1992 г.).
Среди образованных ранее (в 1985—1988 гг.) в приморской полосе — 7 открытых приморских экономических районов, включающих
41 город провинциального подчинения и 218 уездов и мелких городов.
В течение 1992—1993 гг. структура открытых районов пополнилась 5 открытыми городами вдоль р. Янцзы, 13 открытыми приграничными городами и уездами, а также 18 открытыми внутренними центрами провинций и автономных районов. Таким образом, сложилась многоуровневая открытая система: приморская полоса открытых районов, СЭЗ, открытых городов, районов тайванских инвестиций — полоса открытых районов и городов вдоль р. Янцзы — приграничная полоса районов экономического сотрудничества и открытых городов и уездов — открытые внутренние центры и зоны развития высоких технологий. Эта система характеризует диффузию внешней открытости с юга на север, с востока на запад, из приморских вовнутренние районы страны.
Большое значение для экономики Китая имеет рынок туристских услуг. Достопримечательности Пекина и Сиани, Шанхая и Гуанчжоу,
Великая стена и храмовые комплексы, обилие сохранившихся и заботливо поддерживаемых памятников одной из древнейших цивилизаций Земли (но не только это) и достаточно необычная жизнь современного Китая — все это притягивает неуклонно
растущий поток иностранных туристов.
|