|
(80% в конце 70-х). На мировом рынке Китай занял нишу экспортера трудоемкой продукции (3/4 всех экспортных товаров). Благодаря относительно более низким сравнительным издержкам из-за возможности использования достаточно дешевой рабочей силы эта китайская продукция наиболее конкурентоспособна на внешнем рынке. Ведущее место в экспорте занимают одежда и текстильные изделия (около 30% всей стоимости), пользующиеся спросом, главным образом, в результате своей дешевизны и использования натуральных волокон. Экспансия Китая на рынках готовой одежды США и некоторых других стран потребовала введения строгих квот на ввоз этой продукции. Выделяется Китай экспортом и других товаров широкого потребления: игрушек, обуви, галантерейных изделий, спортивных и туристских товаров. Второе место по объемам экспорта занимает группа “машинно-техническое оборудование” (25% стоимости), причем экспорт продукции по этим статьям растет опережающими темпами. Все большей известностью на мировом рынке пользуется массовая сравнительно несложная продукция электронной промышленности Китая: магнитофоны, видеомагнитофоны и т. п. Сокращение удельного веса сырья в структуре китайского экспорта определяется в первую очередь ростом его себестоимости и увеличением спроса на внутреннем рынке на такие виды продукции, как нефть, уголь, черные и цветные металлы, цемент, шелк-сырец. Тем не менее Китай по-прежнему остается их традиционным экспортером. В импорте КНР выделяются закупки машинно-технической и электронной продукции, транспортных средств (всего около половины стоимости), что связано с потребностями растущей экономики. Китай активно закупает автомобили, самолеты, текстильное оборудование, металлообрабатывающие станки. Вследствие опережающего развития производства наиболее рентабельных видов продукции внутреннее производство не обеспечивает потребностей в сырье и материалах. Растет ввоз в страну промышленного сырья, полуфабрикатов, проката черных металлов, нефти и нефтепродуктов, железной руды. Важной статьей импорта остаются необходимые для повышения эффективности китайского сельскогохозяйства минеральные удобрения и пестициды, хотя объемы их ввоза сокращаются. География внешней торговли КНР отличается высоким уровнем ее концентрации. Китай торгует более чем со 180 странами, но половина внешнеторгового оборота приходится на трех партнеров: Японию, Сянган и США (соответственно 20, 16 и 14%). Большую роль в распределении
|
|