С Гонконгом

 

[С Британией] [С Гонконгом] [С Пакистаном] [С РФ] [С СНГ] [С США] [С Таиландом]

 

 

     Учитывая исторически сложившиеся тесные связи между Тайванем и Гонконгом, Пекин продолжает уделять заметное внимание проблеме реализации политики “единого фронта” в отношении о-ва с помощью CAP. Во многом благодаря достаточно гибкой линии Пекина в вопросегонконгско-тайваньских связей роль CAP после перехода под юрисдикцию КНР в контексте “тайваньской проблемы” не только не уменьшилась (чего, кстати, ожидали в Тайбэе), но и возросла. В частности, в 2000г. импорт Гонконгом продукции из Тайваня составил 15,6 млрд. долл. США, что на 25,5% выше показателей 1999г. Одновременно на 24% вырос объем осуществляемых тайваньскими компаниями через САР непрямых реэкспортно-реимпортных операций. Отмечен значит. рост потока тайваньских туристов, направляющихся в КНР через Гонконг, который превысил 2 млн.чел., что на 16% больше показателей 1999г.
     Основным проводником политики “единого фронта” КНР в Гонконге является Канцелярия по связям центр. правительства КНР в CAP Гонконг и ее управление по делам Тайваня, которые отвечают за эту работу в отношении Тайбэя и представителей о-ва в Гонконге. Более того, после 1997г. перед указанной канцелярией (тогда – отделение агентства “Синьхуа”) была поставлена задача сконцентрировать основные усилия на полит. аспектах “тайваньской проблемы”. Учитывая важность и щепетильность для Пекина этой проблемы, власти Гонконга, лишенные права на самостоят. ведение линии на тайваньском направлении, все конкретные вопросы связей с о-вом обязаны согласовывать через
     Канцелярию или напрямую с правительством КНР. Это положение закреплено в установках Центр. народного правительства КНР касательно отношений Сянгана с Тайванем после 1997г., где указано, что “любые офиц. контакты, обмены, переговоры, подписание соглашений и учреждение организаций между САР Сянган и Тайваньским р-ном производятся по разрешению Центр. народного правительства, либо по разрешению Главы администрации САР после получения им соответствующих полномочий от Центр. народного правительства”.
     Являясь офиц. представителем правительства КНР в Гонконге, Канцелярия по связям в рамках реализации политики “единого фронта” на тайваньском направлении решает три основные задачи. Во-первых, на нее возложена функция содействовать сохранению и развитию различных видов сотрудничества и неофиц. обменов между Гонконгом и Тайванем, стимулировать тайваньские инвестиции в САР и торг.-эконом. связи о-ва с территорией. Во-вторых, способствовать более тесному налаживанию связей между жителями и коммерческими структурами Гонконга с проживающими в CAP соотечественниками из Тайваня (25 млн.чел.) для совместной выработки предложений о возможных формах скорейшего решения задачи мирного объединения К., а также сплочения всех патриотических сил для успешного развития гонконгско-тайваньских связей. И наконец^ Канцелярии поручено оказывать находящимся в Гонконге тайваньским представителям и предпринимателям необходимую поддержку, включая некоторые консульские функции, которые не может взять на себя неофиц. тайваньское представительство в САР – Служба путешествий “Чжунхуа”.
     Практической реализацией работы китайцев на тайваньском направлении в Гонконге занимается управление по делам Тайваня, являющееся важнейшим в рамках упомянутой Канцелярии, с численностью ответработников свыше 15 чел. К новым приоритетным задачам этого подразделения, которые появились в последние два года, относится активизация контактов с находящимися в Гонконге тайваньцами, включая офиц. представителей Службы путешествий “Чжунхуа”, Центр. агентства новостей и тайваньского культурного центра, а также руководителей сообществ тайваньских хуацяо. Эта форма деятельности Канцелярии по связям стала особенно заметной после назначения в 1998г. на должность начальника управления по делам Тайваня Син Куйшаня, который ранее работал в Канцелярии Госсовета КНР по делам Тайваня, сменив на этом посту кадрового сотрудника МИД КНР Ван Чжэюя. Подобная кадровая перестановка с учетом перехода Гонконга под суверенитет КНР отражает факт передачи дел на тайваньском направлении из системы МИД КНР в соответствующее подразделение Госсовета в целях повышения эффективности практической работы. Как отмечают наши китайские и тайваньское собеседники, к настоящему времени управлению по делам Тайваня удалось установить прочные контакты со значит. частью тайваньских представителей в Гонконге. Созданная тайваньцами Торговая палата Коулуна, которая достаточно твердо в новых условиях придерживается фактически пропекинского подхода в вопросе объединения К., легко пошла на установление связей с Канцелярией, которая, в свою очередь, наладила деловые отношения с такими крупными объединениями тайваньцев в CAP, как Ассоциация стремления к справедливости и Объединенная ассоциация трудящихся Гонконга и Коулуна.
     Другим направлением работы Канцелярии по связям на тайваньском направлении в новых условиях стало создание через возможности пропекински настроенной части гонконгского общества (как правило, это выходцы с материка и представители крупного бизнеса, связанного с КНР) различных обществ. объединений, сфера деятельности которых распространяется на контактычерез Тайваньский пролив. В янв. 2000г. при поддержке Пекина была образована и зарегистрирована Гонконгская ассоциация содействия мирному объединению К. Целями ее деятельности было провозглашено стимулирование контактов между жителями Тайваня, Гонконга и Макао, а также объединение усилий всех этнических китайцев для процветания единого К. и решения вопроса объединения родины. В окт. 2000г. в CAP была учреждена еще одна аналогичная обществ. организация – Гонконгско-китайская культурная ассоциация, которую создали 34 местных объединения, работающих в сфере культуры. При этом основным направлением деятельности новой структуры стало содействие культурным обменам между материковой частью К. и Тайванем.
     В целях создания благоприятных условий для реализации курса на расширение китайско-тайваньских контактов во всех сферах по инициативе Канцелярии по связям администрация Гонконга пошла на существенное ослабление визовых ограничений для тайваньцев при поездках в САР. С середины 1998г. для жителей Тайваня введен в одностороннем порядке безвизовой въезд в Гонконг на срок до 7 дней. Это положение действует и ныне, несмотря на то, что Тайбэй не пошел на паритетные шаги.
     В рамках политики “единого фронта” в области экономики в отношении Тайваня Канцелярия по связям также активно задействует возможности находящихся в Гонконге предприятий и компаний с участием китайского капитала, которые сориентированы на деловые связи с о-вом. В отличие от прошлых лет Пекин уже не ставит перед собой задачу с помощью эконом. рычагов подконтрольного китайского бизнеса дестабилизировать при необходимости эконом. ситуацию на Тайване. Наоборот, с помощью этих коммерческих структур КНР закрепляет эконом. привязку о-ва к материку, создавая там значит. прослойку бизнеса, стратегически ориентированного на материк и поддерживающего концепцию “одного Китая”.
     Разрешилась тянувшаяся больше года конфликтная ситуация вокруг приезда в Гонконг нового главы тур. агентства “Чжунхуа” (неофиц. представительство Тайваня в Гонконге) Чан Лян-жэня. Его предшественник Чэнь Ань был отозван Тайбэем в конце 1999г. в результате отказа гонконгских властей продлить его рабочую визу, что объяснялось публичным выступлением Чэня на гонконгском радио в защиту выдвинутой бывшим президентом Тайваня Ли Дэн-хуэем теории “межгос. отношений между о-вом и материковым К.. Что касается Чан Лян-жэня, то власти CAP обусловили предоставление ему рабочей визы необходимостью гарантий в том, что он воздержится в ходе своей работы от аналогичных заявлений, будет соблюдать принцип “одного Китая” и не предпримет каких-либо шагов, идущих вразрез со своим неофиц. статусом.
Тайваньская сторона была вынуждена пойти на уступки, что косвенно подтвердил и сам Чан Лян-жэнь, заявивший после приезда, что он “должен подчиниться условиям, предложенным правительством Гонконга”. По словам Чана, его основной задачей будут исключительно культурные, деловые и торг. связи между Тайванем и Гонконгом, а в отношении полит. вопросов он постарается использовать “прагматичный подход”.
     В отличие от своих предшественников, занимавшихся на этом посту в основном координацией протайваньских сил в Гонконге и распространением гоминьдановских идей (в период наивысшего подъема в середине 1980-х гг. в Гонконге насчитывалось до 150 тыс. членов Гоминьдана, объединенных в различные организации, включая профсоюзы и достаточно активную полит. партию – “Альянс 123”), Чан Лян-жэнь во главу угла в своей деятельности вынужден будет поставить практические интересы самих тайваньцев, в результате чего агентство “Чжунхуа” будет все больше играть роль квази-консульского учреждения, занимающегося в основном выдачей виз и оказанием содействия тайваньским инвесторам, как в Гонконге, так и в регионе Юж. К.
     Прорывом в отношениях между Гонконгом и о-вом стал состоявшийся в фев. 2001г. визит в CAP мэра Тайбэя Ма Ин-цзю, посетившего территорию по приглашению гонконгского Института полит. исследований, возглавляемого советником Главы исполнит. власти CAP по вопросам отношений с Тайванем Полом Илом. В ходе своего визита уроженец Гонконга Ма Ин-цзю, которого многие рассматривают в качестве одного из наиболее вероятных кандидатов на пост президента о-ва, выдвинул ряд инициатив, направленных на всестороннее расширение связей между Гонконгом и Тайванем. Важными моментами явились офиц. приглашение в адрес главы исполнит. власти CAP Дун Цзяньхуа посетить Тайвань, а также идея об открытии представительства CAP в Тайбэе для развития отношений на межгородском уровне.
     Отметив несомненные успехи, достигнутые Гонконгом за последние три с лишним года, в особенности в сфере развития демократии и главенства закона, мэр Тайбэя, тем не менее, в очередной раз подтвердил офиц. тайваньскую позицию в отношении неприемлемости для о-ва формулы “одна страна – две системы”. При этом Ма подчеркнул, что такой подход отнюдь не означает полного отрицания тайваньцами идей воссоединения с материком, которое, по его словам, должно произойти исключительно на основе принципов “демократии, свободы и равноправия”.

 

 

 

 

Copyright © 2003 B.V. All rights reserved

 

Хостинг от uCoz