|
В 2001г. наблюдалось заметное качественно углубление полит. диалога между Таиландом и К., который рассматривается бангкокским руководством в качестве неотъемлемого элемента баланса мировых центров силы в Азиатско-Тихоокеанском регионе, а также важнейшим торг.-эконом. партнером Королевства. Подтверждением этому стал офиц. визит в Таиланд 19-22 мая 2001г. премьера Госсовета КНР Чжу Жунцзи, который способствовал дальнейшему прогрессу в двусторонних отношениях и создал доп. предпосылки для их возможного перевода на уровень реального “стратегического партнерства”. Одним из главных итогов визита явилось достижение договоренности о проведении до конца текущего года в г.Куньмине (южнокитайская пров.Юньнань) 4-стороннего саммита (КНР, Таиланд, Мьянма, Лаос) по вопросам коллективного противодействия наркобизнесу в р-не так называемого “Золотого треугольника”, что непосредственным образом затрагивает нац. интересы Таиланда. Китайский руководитель согласился с необходимостью активизации совместной деятельности по проекту “Большой Меконг”, а также объявил о решении Пекина внести на условиях льготного кредита 4 млрд. долл. в совместный “стабилизационный фонд”, созданный в рамках ранее заключенного двустороннего соглашения о валютном страховании на случаи возможных валютно-фин. кризисов в будущем. Кроме того, Чжу Жунцзи подтвердил намерение К. инвестировать 1 млрд. долл. в производство целлюлозы в Таиланде, поддержал идею задействования грузовых судов КНР для транспортировки таиландских товаров в США и Зап. Европу, выразил готовность своей страны участвовать в проекте по прокладке прямой ж/д магистрали из Таиланда в К. через лаосскую территорию. Несмотря на все усилия Бангкока, китайцы отказались увеличить до 500 тыс.т. закупки таиландского риса, согласившись лишь на 200 тыс.т. в год. Одновременно Чжу Жунцзи уклонился от ответа на просьбу Т. Чинавата ослабить квотно-тарифные ограничения на экспорт ряда таиландских товаров в КНР, включая сталь и продукцию химпрома. Китайский руководитель поблагодарил бангкокских лидеров за поддержку позиции КНР по проблемам Тайваня, Тибета, соблюдения в К. “прав человека”. С явной оглядкой на Пекин, правительство Т. Чинавата окончательно отменило несколько раз откладывавшийся в 2000г. визит в Таиланд Далай Ламы, а также не допустило проведение вапр. 2001г. в Бангкоке межд. конференции сторонников секты “Фалунгун”. Вместе с тем Чжу Жунцзи выразил неудовлетворение по поводу активизации межпартийных связей “Тай Рак Тай” с Дем. прогрессивной партией Тайваня (с конца 2000г. в Бангкоке официально действует региональное отделение ДПП, осуществляются регулярные обмены партийными делегациями), а также межпарламентских контактов (в апр. 2001г. в Таиланде в рабочей поездке находилась группа влиятельных депутатов законодат. юаня Тайваня). В отношениях между К. и Таиландом особое место занимает военно-тех. сотрудничество, развитие и расширение которого стало главным содержанием визитов в Бангкок китайского минобороны Чи Хаотяня (фев. 2001г.) и в Пекин – генерала Ч. Йонгчаюта (июнь 2001г.), возглавляющего военное ведомство Таиланда. В результате проведенных переговоров китайская сторона выразила готовность последовательно предоставить Бангкоку два долгосрочных (до 5 лет каждый) беспроцентных кредита на общую сумму 10 млн. долл. для приобретения в КНР различного специмущества, а также запчастей для танков и систем ПВО сухопутных войск, закупленных у К. в 1996-97гг. Министры договорились образовать двустороннюю рабочую группу для выработки полномасштабного договора о военном сотрудничестве двух государств. В рамках состоявшейся 9-10 мая 2001г. в Гонконге межд. конференции Fortune Global Forum состоялась встреча премьер-министра Таиланда Т. Чинавата с пред. КНР Цзян Цзэминем. В 2000г. объем двусторонней торговли достиг 6,6 млрд.долл., что в полтора раза больше аналогичного показателя 1999г. Помимо традиционных областей (торговля сельхозпродукцией, инвестиции в промышленность СП) предпринимаются целенаправленные усилия по налаживанию эконом. сотрудничества в новых областях. В мае 2001г. К. и Таиланд с участием Ирана реанимировали проект 1991г. по созданию и запуску на орбиту искусственного спутника Земли для проведения геологических изысканий. Стоимость проекта оценивается в 25 млн. долл. Срок реализации – 2004г. Развиваются контакты двух стран в области культуры и образования. В июне 2001г. Пекинский университет лингвистики и культуры приступил к осуществлению долгосрочной программы поддержки изучения в Таиланде китайского языка. В этом году принцесса Сириндон стала первым членом королевской семьи Таиланда, закончившим в Пекинском университете курсы китайского языка, истории и литературы К. В ходе недавнего определения в Москве места проведения летней Олимпиады 2008г. таиландские представители однозначно высказались в пользу кандидатуры КНР, что было незамедлительно расценено в Пекине как “дружественный партнерский акт, достойный самой высокой оценки”. Вступление К. в ВТО стимулирует оживление эконом. активности в АТР, придает новый импульс региональному торг.-эконом. сотрудничеству и будет в перспективе содействовать росту иностр. капвложений в страны региона. По мнению премьер-министра Т.Чинавата, это событие имеет как позитивные, так и негативные последствия для Таиланда. Несмотря на появление доп. возможностей развития более тесного торг.-эконом. сотрудничества в двустороннем и многостороннем формате, возрастает конкуренция среди азиатских государств за рынки сбыта и иностр. капитал. В позитивном плане К., в соответствии с условиями членства в Организации, предстоит значительно либерализовать внешнеторг. режим, провести ряд налоговых и структурных преобразований, которые в будущем приведут к существенному расширению экспортных возможностей Таиланда и других стран-членов АСЕАН. Несмотря на достаточно низкую долю двустороннего товарооборота с К. в таиландской внешней торговле (около 3-5%), подсчитано, что сокращение К. тамож. тарифов может обернуться для Таиланда доп. доходами в 88,5 млн. долл. ежегодно. Следовательно, дальнейшие шаги таиландского руководства в развитии отношений с КНР в значит. степени будут определяться стремлением к сохранению положит. торг. сальдо (в 1999г. – 1,3 млрд. долл.). При членстве К. в ВТО сокращаются тамож. тарифы на 136 наименований товаров импортируемых из Таиланда, из них: 39 – по с/х продукции (в среднем с 41,9 до 16,9%); 85 – по промтоварам (с 25,9 до 11,8%) и 12 – по морепродуктам (с 22,9 до 10,3%). Таиланду предоставляются доп. импортные квоты на ряд с/х культур и сокращаются налоги на неквотированный импорт. Рис: квоты вырастут с 2,66 млн.т. в 2000г. до 5,32 млн.т. в 2004г., налоги на неквотированный импорт сократятся с 40-80 до 10-65%. Сахар: квоты вырастут с 1,6 млн.т. в 2000г. до 1,945 млн.т. в 2004г., налоги понизятся в среднем с 30 до 20%. Каучук: размер квоты начинается с 429 000 тонн и увеличивается каждый год на 15% до их отмены в2004г., налоги понизятся с 30 до 20%. Открытие китайской экономики создает предпосылки для переориентации иноинвест. потоков на более выгодный “китайский вектор”. По сравнению со странами АСЕАН, К. обладает в два раза более объемным внутр. потребит. рынком (население АСЕАН – 500 млн.чел., К. – 1 млрд.чел.), а также дешевой рабочей силой, развитой инфраструктурой, сравнительно низкими ценами на землю, отработанной процедурой образования СП, постоянно улучшающимися людскими ресурсами. При этом китайский рынок настолько велик, что риски, связанные с новыми капвложениями, перекрываются размерами возможных будущих доходов. В конце 80-начале 90гг. страны ЮВА получали в 4 раза больше инвестиций по сравнению с К.. Сейчас на К. приходится около половины инвест. потоков направляемых в азиатский регион. На АСЕАН – лишь 16-17%. При этом тенденция к переориентации капвложений усиливается. Только за 9 мес. 2001г. объем инвест. поступлений в К. увеличился на 20%. С учетом того, что последнее десятилетие эконом. рост Таиланда преимущественно базировался на иноинвестициях и доходах от внешней торговли, усиление позиций К. является для внешнеэконом. интересов Таиланда также и доп. негативным моментом в совокупности с замедлением темпов роста мировой экономики и продолжающейся рецессией в большинстве стран Азии. На фоне образования доп. экспортных возможностей намечается тенденция эрозии конкурентоспособности Таиланда на внешних рынках, и снижаются его шансы стать региональной производств. и торг. “гаванью” АТР, что возводится рядом аналитиков в ранг угрозы стабильности и процветания АСЕАН в целом. В качестве одного из способов адаптации к усилению К. в местных деловых кругах обсуждается идея упрочнения единства членов АСЕАН и подачи стран Ассоциации в “едином пакете”, поскольку сейчас ни одна из них в одиночку не имеет рынка и экономики такого объема, который мог бы поглотить масштабные пром. капвложения и составить конкуренцию китайской экономике. При этом подразумевается ввести специализацию стран по отдельным секторам (к примеру, Таиланд привлекает инвестиции в производство автозапчастей, Малайзия – в электронную отрасль, Сингапур – в фин. сферу, Индонезия – в нефтегазовую). Тем самым реклама возможностей АСЕАН в целом увеличивает объем рынка и снижает степень риска для потенциальных инвесторов. В аналогичном ключе рассматривается идея создания зоны свободной торговли между АСЕАН и Японией, Австралией и Новой Зеландией. При этом имеется в виду, что Таиланд может взять на себя роль лидера в данном процессе, как это было ранее в ходе запуска АФТА. Основные статьи двусторонней торговли Таиланда с К. в 2000г. (в млрд. долл., по данным минторга Таиланда). Импорт – компьютеры и оборудование (10,99), компьютерные составляющие (5,67), игрушки (4,98), женская одежда (4,59), свитера (4,57), кожаная обувь (4,29), мужская одежда (4,18), электрогенераторы (3,61), туристические товары (3,84), резиновая обувь и пластмасса (3,44). Экспорт – компьютеры, оборудование и запчасти (6,63), электропроводники (4,48), аксессуары (3,13), транспортные средства и запчасти (3,07), пластмассовые изделия (1,86), радио и телеаппаратура и запчасти (1,81), консервированные морепродукты (1,79), драгоценные камни и ювелирные украшения (1,67), рис (1,64), каучук (1,52).
|
|