События 2001г. Гонконг остается объектом пристального внимания США, расценивающих территорию в качестве своего важнейшего
стратегического форпоста в “подбрюшье” К., крупнейшего торг., фин. и транспортного центра АТР.
Согласно “Акту о политике США в отношении Гонконга”, принятому конгрессом 3 янв. 1992г. и определяющему ключевые моменты ам. политики
в отношении этой территории, госдеп должен был ежегодно представлять на рассмотрение конгресса и комитета по межд. отношениям сената США аналит. отчеты о полит.-эконом. ситуации в Гонконге как накануне перехода территории под юрисдикцию КНР, так и после него, вплоть до 31 марта 2000г.
По инициативе госдепа подобная практика продолжилась и в 2001г., что подтверждает значимость Гонконга в системе глобальных геополит.
ориентиров США. Новый отчет, охватывающий период с 1 апр. 2000г. по 31 июля 2001г., был рассмотрен и одобрен конгрессом США 7 авг. 2001г.
Главным выводом аналитиков госдепа, основывающихся на донесениях своего генконсульства, является признание того, что “Гонконг под юрисдикцией К. остается в числе самых свободных территорий Азии”.
Подчеркивается, что США по-прежнему заинтересованы в поддержании и расширении торг.-эконом., правит., гум. и культурных отношений с
Гонконгом, жители которого “разделяют с американцами многие ценности и интересы, сделали многое для превращения Гонконга в модель успешного развития свободного общества”. Особое внимание уделяется вопросам защиты прав человека, пропаганде
дем. институтов, свободному обмену информацией, свободе вероисповедания, сохранению верховенства закона и защите гражд. свобод.
По мнению госдепа, в сфере полит. отношений правительство КНР в целом выдерживает линию на сохранение высокой степени автономии
Гонконга. За прошедший период, считают американцы, имело место несколько случаев, когда действия властей CAP вошли в противоречие с позицией Пекина.
Так, в апр. 2000г. офиц. представители КНР в Гонконге предупредили гонконгские СМИ о недопустимости пропаганды взглядов сторонников
“независимости Тайваня”. В ответ правительство CAP заявило, что гонконгские СМИ независимы и свободны комментировать любые сообщения и новости.
В сент. 2000г. офиц. представители КНР обратились с призывом к католической церкви Гонконга воздержаться от масштабных мероприятий 1
окт. по поводу решения Ватикана канонизировать 120 иностр. миссионеров и их китайских последователей, казненных в К. Католическая церковь Гонконга от своих планов не отказалась и провела в день образования КНР серию религиозных мероприятий
по поминовению канонизированных мучеников.
Однако основные противоречия между центр. правительством КНР и правительством CAP, по мнению госдепа, проявились в вопросе о секте
“Фалуньгун”. Давление центр. властей за обозначенный период усилилось. В речи на торжествах по поводу 1 годовщины образования CAP Макао в дек. 2000г. пред. КНР Цзян Цзэминь особо призвал правительства двух спецр-нов не допускать случаев
злоупотребления “антипекинскими элементами” особого статуса Гонконга и Макао для деятельности против центр. правительства.
На этом фоне, указывают американцы, правительство Гонконга вело себя непоследовательно. С одной стороны, высшие должностные лица
Гонконга сделали резкие заявления, однозначно объявив “Фалуньгун” “сектой зла”. С другой, позволили в янв. 2001г. провести межд. конференцию “Фалуньгун” в одном из правит. залов. Несмотря на полицейские ограничения и запрет на въезд в САР
100 последователей секты, “Фалуньгун” смогла провести ряд демонстраций во время визита в Гонконг пред. КНР Цзян Цзэминя в мае 2001г. правительство CAP заявило, что внимательно наблюдает за деятельностью секты в Гонконге и рассматривает
возможность принятия ряда законодат. положений, ограничивающих или запрещающих деятельность сект, однако конкретных шагов в направлении подготовки такого законодательства сделано не было.
Еще одним случаем открытой оппозиции местного правительства стало разрешение на въезд в Гонконг ассистента профессора Гор. ун-та
Гонконга Ли Шаоминя, гражданина США, осужденного в КНР и выдворенного за пределы страны за шпионаж в пользу Тайваня.
В отчете дана положит. оценка результатов парламентских выборов в сент. 2000г., в ходе которых дем. силы Гонконга укрепили свои
позиции в местном законодат. собрании. Вместе с тем Госдепартамент полагает, что за истекший период структура избирательной системы Гонконга не приблизилась к искомой модели всеобщих выборов главы исполнит. власти и членов Законодат.
совета, планируемой к введению после 2007г.
С явным сожалением отмечен факт неожиданной отставки в апр. 2001г. гл. министра территории Энсон Чан, одного из основных сторонников
сохранения широкой автономии и независимости Гонконга. Однако фигуры Дональда Цанга в качестве ее преемника и Энтони Леунга в качестве министра финансов CAP охарактеризованы положительно.
В части, касающейся ам. присутствия в Гонконге, подчеркивается, что “США имеют здесь значит. интересы”. Отношения в сфере торговли,
взаимных инвестиций, финансов и пр. “процветают”. Для Гонконга ам. рынок является вторым по значению после К. В 2000г. суммарный товарооборот между СШАи Гонконгом превысил 62 млрд. долл.США, из них на ам. экспорт в Гонконг пришлось 14,6
млрд. долл. США (прирост 14,4%); импорт из Гонконга превысил 47 млрд. долл. США (прирост 13,9%). С янв. по июль 2001г. объем ам. экспорта в Гонконг экспорта составил 8,2 млрд. долл. (прирост 1,5%), импорт – 24 млрд. долл. (снижение по
сравнению с аналогичным периодом пред.г. на 5,7%). Объем ам. инвестиций в территорию превысил 20 млрд. долл. США.
В Гонконге постоянно действуют представительства 1,100 ам. компаний; количество граждан США, постоянно проживающих в CAP, превышает 50
тыс.чел.
Отмечается, что правительство Гонконга добилось значит. успехов в борьбе с преступными синдикатами, изготовляющими и реализующими
“пиратскую” аудио-, видео- и компьютерную продукцию. Помимо усиления карающей функции, местные власти укрепили законодат. базу, дополнив ее в июне 2001г. положением о незаконности использования корпорациями нелицензионного компьютерного
обеспечения в своих рабочих компьютерах. Подчеркивается, что торгпредство США называет Гонконг в качестве модели для других азиатских государств в вопросах борьбы с нарушениями прав на ИС.
С удовлетворением отмечается, что Гонконг продолжил политику устранения ряда существующих протекционистских барьеров, в частности в
сфере иноинвестиций и доступа иностр. компаний в телеком. сектор. Одним из результатом этих шагов стало резкое увеличение ам. инвестиций (до 2,5 млрд. долл. США) в данный сектор. В то же время, пока остается закрытым для доступа рынок
проводных коммуникаций, который правительство CAP планирует полностью открыть к янв. 2003г.
Среди других проблем – отсутствие действенного антимонопольного законодательства, высокая себестоимость входа на внутр. рынок Гонконга
и участия в нем, что привело к доминированию здесь отдельных местных корпораций.
Правительство США продолжает переговоры с местной администрацией по вопросу дальнейшей либерализации ам.-гонконгского соглашения об
авиасообщении, что, по мнению госдепа, должно принести пользу не только потребителям и авиакомпаниям, но и в целом экономике Гонконга.
|